(4852) 331-361, 92-23-62

Контакты

Адрес: город Ярославль, ул. Урицкого, д. 47а, этаж 3, офис 307
Схема проезда

8(4852)331-361, 8(4852)92-23-62

grazhdanin76@gmail.com Отправить сообщение

Поделиться

Правовой центр "Гражданин", предлагает квалифицированные юридические услуги в сфере трудового законодательства физическим и юридическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.

Надзор за соблюдением трудового законодательства означает проверку законности решения работодателя (уполномоченных им лиц), а контроль — проверку этого решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности.

Надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ, а также ряд специальных законов и подзаконных актов, устанавливающих определенные требования и порядок деятельности органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда.

В зависимости от субъекта, уполномоченного законодательством Российской Федерации на осуществление контроля и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, можно выделить:

-государственный надзор и контроль;

- общественный контроль.

В зависимости от момента осуществления контроля и надзора следует различать:

-предварительный (предупредительный);

- текущий;

-последующий надзор и контроль.

Цель предупредительного надзора и контроля состоит в том, чтобы предупредить нарушение законодательства, т. е. не допустить принятия незаконных решений (например, предварительное уведомление органа государственной службы занятости о предстоящем высвобождении работников).

Текущий контроль осуществляется в период реализации трудового правоотношения и носит, как правило, плановый характер.

Последующий надзор и контроль имеет целью выявить допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить права работника.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является основным способом защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Основным органом государственного надзора и контроля является федеральная инспекция труда.

Это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Деятельность данного органа и ее должностных лиц осуществляется на основе следующих принципов:

- уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- законности;

- объективности;

- независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами и полномочиями государственные инспекторы труда имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

-расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

-предъявлять работодателями их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

-направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

-выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает; что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Так, государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности, государственный энергетический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Положение о данной службе утверждено постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. N401.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим этот контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. 87.

Ответственность за нарушение законодательств о труде и об охране труда

Согласно ст. 362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Согласнo ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом законодательства о труде и законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 50 000 рублей (физическим лицом без образования юридического лица — от 1000 до 5000 рублей либо приостановление деятельности на срок до девяноста суток, юридическими лицами – от 30 000 до 50 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до девяноста суток). Те же действия, совершенные лицом, ранее подвергшимся административному наказанию за аналогичное правонарушение, влекут дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

Уголовная ответственность наступает:

- за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ст. 143 Уголовного кодекса РФ).

Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы до одного года.

В случае смерти работника(ов) наказывается лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

- за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины имеющей детей в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК РФ).

Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов;

- а также за невыплату заработной платы (ст. 145 УК РФ).

Наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Общественный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и правил по охране труда осуществляется профессиональными союзами. В этих целях профессиональные союзы вправе создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются соответствующими полномочиями. Положения о них разрабатываются на основе ст. 370 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-Ф3 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

При выявлении нарушений трудового законодательства профсоюзные инспекторы труда вправе направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения такого требования сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах его рассмотрения и принятых мерах. В случае отказа в удовлетворении требования об устранении выявленных нарушений трудового законодательства профсоюз вправе обратиться в федеральную инспекцию труда.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

 

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право, в частности:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Согласование решений работодателя с профсоюзами

Помимо осуществления общественного надзора и контроля, профессиональные союзы участвуют в защите трудовых прав и интересов работников в форме согласований решений работодателя.

Во-первых, в ряде случаев (предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями) работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Если мотивированное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Во-вторых, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия такого решения.

Первичная профсоюзная организация в течение семи рабочих со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае если профсоюз организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих днeй со дня направления проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная же инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения первичной профсоюзной организации. В этот период не засчитываются время временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохранятся место работы.

Яндекс.Метрика