(4852) 331-361, 92-23-62

Контакты

Адрес: город Ярославль, ул. Урицкого, д. 47а, этаж 3, офис 307
Схема проезда

8(4852)331-361, 8(4852)92-23-62

grazhdanin76@gmail.com Отправить сообщение

Поделиться

Правовой центр "Гражданин", предлагает квалифицированные юридические услуги в сфере трудового законодательства физическим и юридическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.

 

 Рынок труда, как и любой другой, представляет собой саморегулирующуюся структуру, баланс нормального функционирования которого поддерживается конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Вместе с тем экономическое неравенство противостоящих на рынке труда субъектов (работника и работодателя), дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, который ведет к такому негативному явлению, присущему рыночной экономике, как безработица, обусловили возникновение в России системы законодательства, направленного на обеспечение занятости и трудоустройства и формирование в рамках трудового права самостоятельного института «Обеспечения занятости и трудоустройства».

Основным нормативным актом в данной сфере является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Закон «О занятости населения в РФ» воспринял широкую трактовку занятости определив в ст. 1, что занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и oбщественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

На основе анализа законодательства о занятости можно выделить следующие три группы занятых граждан:

1) лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) как в сфере общественного, так и личного труда. Сюда входят:

— лица, работающие по трудовому договору;

— лица, занимающиеся предпринимательской деятельности;

— лица, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;

- граждане, избранные, назначенные или утвержденные на должности в органах государственной власти, управления, общественных объединениях;

2) занятые иными видами общественно полезной деятельности:

- граждане, проходящие военную службу;

- граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных заведениях, учреждениях начального професионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению службы занятости населения;

3) лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона:

- работники, временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами;

- граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

- граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Существует несколько классификаций занятости.

1) Классификация занятости на основе полноты охвата трудоспособного населения в целом. Здесь выделяют полную занятость, т. е. занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости социально-экономического положения страны; неполную занятость –занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.

2) Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную (частичную безработицу), и незанятостъ, также добровольную или вынужденную (полную безработицу).

Законодательство о занятости населения устанавливает систему прав граждан в области занятости. Исходным в этой системе является право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Право на занятость предполагает:

а) что государство создает условия, в которых гражданин вправе самостоятельно определять, в какой сфере деятельности он может наиболее полно реализовать свои способности и материально себя удовлетворить;

б) свобода выбора гражданином вида занятости не ограничивается.

Государство не может обязать гражданина реализовывать свое право на занятость.

Российским законодательством прямо предусмотрено, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. По общепринятым международным нормам не считается при принудительным трудом работа, требуемая на основании законодательства о военной службе; работа, требуемая в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи); работа, требуемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров;

в) право гражданина требовать (в предусмотренных действующим законодательством случаях) получения работы или содействия в получении работы через органы службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости обеспечить получение работы отдельным категория граждан в счет установленной квоты или оказать содействие в предусмотренных законодательством формах в обеспечении занятости гражданина.

Таким образом, право гражданина на занятость в общей форме можно определить как право каждого свободно реализовать свои способности к труду или выполнению иной деятельности в трудовых и (или) иных правоотношениях, в рамках которых гражданин признается занятым, а также право требовать в предусмотренных случаях содействия специализированных органов государственной власти в обеспечении занятости.

В условиях рыночной экономики не каждый может свободно реализовать свои способности к производительному и творческому труду. Поэтому государство предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в Российской Федерации.

Обеспечение занятости - это комплекс социально-экономических и правовых мер, направленных на реализацию права каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и противодействие развитию негативных последствий безработицы.

Основной формой обеспечения занятости является система трудоустройства.

Трудоустройство различают в широком и узком смысле.

В широком смысле трудоустройство - это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помощью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

В узком смысле трудоустройство - деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройству на нее, включая и процесс его профессиональной подготовки, переподготовки и т.д.

Статья 5 Закона «О занятости населения в РФ» закрепляет основные направления государственной политики в области обеспечения занятости:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, и защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды); лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, профессиональньх союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Все они могут быть разделены на два крупных комплекса мер: меры общего характера и специальные меры. К мерам общего характера относятся те направления государственной политики, которые призваны обеспечить нормальное функционирование рынка труда в целом касаются всего экономически активного населения (развитие трудовых ресурсов; обеспечение равных возможностей всем гражданам и т. д.). Специальные меры в рамках государственной политики занятости населения характеризуются направленностью на предотвращение или предупреждение негативных последствий безработицы, социальную поддержку безработных граждан и содействие в обеспечении занятости той или иной группе населения.

 Конвенция МОТ от 1 июня 1988 г. N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» определяет безработного как способное трудиться, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, готовое трудиться и действительно ищущее работу.

В России законодательное определение понятия «безработный» дается в ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», где говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Таким образом, из легального определения вытекает, что для признания гражданина безработным необходимо соблюдение нескольких обязательных условий.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным.

Закон «О занятости населения в РФ» устанавливает начальный «порог» трудоспособности в 16 лет, т. е. именно с этого возраста, при наличии иных условий, гражданин может быть признан безработным.

Предельным является возраст, с которым законодательство Российской Федерации связывает назначение трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), в том числе досрочной пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Во-вторых, гражданин для того, чтобы быть признанным безработным, не должен иметь работы и заработка.

Третьим признаком безработного является готовность приступить к подходящей работе. Юридически готовность работника приступить к подходящей работе подтверждается только тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ.

Четвертым признаком безработного является регистрация гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Процедура регистрации гражданина в органах службы занятости установлена ч. 2 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ», а более подробно регламентируется Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458.

Согласно Порядку регистрации безработных граждан их регистрация осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета oбщей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы по вопросам занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, выданную в установленном порядке, и предъявляют паспорт, трудовую книжку или документы их заменяющие, а также документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида. Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии, — два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В случае если найти подходящую работу гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, в десятидневный срок не удалось и налицо все иные признаки безработного, гражданин на основании решения органа по вопросам занятости не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы регистрируется в качестве безработного. Причем в этом случае граждане признаются безработными с первого дня предъявления в орган по вопросам занятости всех необходимых документов. Граждане, признанные безработными, обязаны не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах по вопросам занятости.

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости и за выслугу лет;

3) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

4) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от других вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, включая работу временного характера. Одна и та же работа (профподготовка) не может быть предложена гражданину дважды;

5) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

Государство гарантирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах. тах.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, а также впервые ищущим работу и признанным в установленном порядке безработными. Закон «О занятости населения в РФ» называет два варианта определения сумм пособия по безработице: в процентном отношении к среднему заработку безработного, который у него был на последней работе в фиксированном размере.

Первый вариант для тех, кто в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имел оплачиваемую работу менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Данной категории работников размер пособия будет составлять в первые 3 месяца безработицы — 75% среднемесячное работка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы или службы, в следующие 4 месяца — в размере 60 %, в дальнейшем — в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной и не ниже минимальной величины пособия по безработице. Максимальный и минимальный размер пособия ежегодно определяется постановлением Правительства РФ. На 2010 год установлено минимальное пособие в размере 850 рублей и максимальное в размере 4900 рублей (постановление Правительства от 14 ноября 2009 г. N 926).

Всем остальным гражданам пособие выплачивается в размере минимального пособия по безработице.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет государства не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

- признания гражданина;

- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

- переезда безработного в другую местность;

- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

- назначения пенсии ранее установленного возраста по предложению органов службы занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

— явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

— нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

— самовольного прекращения гражданином обучения  по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

— отпуска по беременности и родам;

— выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

— призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

— неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Закон «О занятости населения в РФ» предоставляет безработным возможность участия в общественных работах, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 875.

В рамках указанного постановления под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов по вопросам занятости населения и призваны обеспечивать: осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ; предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода); сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Массовое высвобождение — это увольнение значительного числа работников, вызванное причинами экономического характера (ликвидация предприятия, сокращение объемов производства и т.д.).

Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. Данные критерии определены в постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения».

К ним относятся:

а) ликвидация предприятия любой организационно-правой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:

— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

— 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников, могут предусматриваться в разделе коллективного договора. В этот раз могут включаться:

— мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;

— льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;

— порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

— гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве в отдельных категорий высвобождаемых работников;

- обязательства по заключению с органами государственного страхования или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;

— другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в учебных центрах органов службы занятости или в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами, если:

- гражданин не имеет профессии (специальности);

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы прежней профессии (специальности).

Часть 1 ст. 13 Закона «О занятости населения в РФ» устанавливает, что государство обеспечивает дополнительные гарантии п,иiам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и другими мерами.

Наиболее эффективной мерой обеспечения занятости лицам, нуждающимся в социальной защите, является квотирование рабочих мест.

Квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации и устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из в общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. 36.

Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип свободы труда предоставляет каждому гражданину исключительное право распоряжаться своими способностями к труду либо самостоятельно в виде предпринимательской деятельности, либо путем вступления в трудовые отношения. При этом изменение содержания договорных обязательств возможно, как правило, только с согласия сторон трудового договора.

Трудовой кодекс РФ в ст. 2 в качестве исходного принципа правового регулирования трудовых отношений также признает принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Важной гарантией свободы труды в Российской Федерации является закрепление Конституцией РФ запрета принудительного труда.

Указанный запрет предусмотрен и в нормах международного права, в частности в Конвенции МОТ от 28 июня 1930г. № 29 «О принудительном или обязательном труде», в которой принудительный труд определяется как всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Трудовой кодекс РФ, восприняв общую концепцию международного права в отношении запрета принудительного труда, дал развернутое легальное определение принудительного труда.

Согласно ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

- в целях поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс РФ относит к принудительному труду также способы воздействия на работников:

- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

-возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечение его средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Вместе с тем не рассматриваются в качестве принудительного труда следующие виды деятельности:

а) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

б) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайоного или военного положения в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

в) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

г) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Кроме того, важной гарантией свободы труда выступает запрет дискриминации в сфере труда.

Статья 3 Трудового кодекса РФ закрепляет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

При этом не рассматривается в качестве дискриминации установление различий, исключения, предпочтений, а также ограчение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Так, ряд ограничений, обусловленных спецификой выполняемой деятельности, установлен в отношении государственных гражданских служащих, дополнительные льготы и преимущества установлены для женщин, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних.

Формирование рынка труда базируется на свободном стремлении граждан подыскать подходящую для себя работу и волеизъявлении работодателей, имеющих возможность такую работу предоставить. При этом граждане имеют возможность реализовать право на труд в различных формах: заключение трудового договора, заключение гражданско-правового договора, вступление в производственный кооператив, занятие предпринимательской деятельностью самостоятельно и др.

В настоящее время из всех форм реализации права граждан на труд именно трудовые отношения гарантируют предоставление полного набора социальных гарантий.

Яндекс.Метрика